На Главную

Вадим Не Юлин © Только Высокая Поэзия
Поэзия Стихи Сонеты Проза Песни Переводы НеЮлиниада Верлибр Вольный стих Сценарии Критика Музыка Небес

разбор стихов здесь

~ АНАЛИЗ СТИХА ~

© Вадим Не Юлин

Стихо - Сложение - Вычитание - Умножение - Деление

*****************************************************************
... не знаю, но может быть кому-нибудь будет интересно...
0,96
***********************
Конечно я бывал в том замке
не раз замочек открывал
своим ключом твоей огранки
к которой очень ревновал
...
единство свив тела дрожали
и наслаждалась мною ты
часы не шли они бежали
как свет бежал из темноты
...
мне отмеряя лето-вёрсты
в твоих купаясь волосах
сквозь облака мерцают звёзды
воспоминаньем о глазах...
...
***********************

анализ стха

(я, лично я, ничего против глагольных рифм не имею, ежели они уместны...как и типа штампов и пр. избитых рифм, наоборот, вы попробуйте сделать стихо на банальных рифмах, чтобы стихо было красивым, вот что крута! Это то же самое как пользоваться компьютером, в ХР есть 90% всего необходимого, и круто когда ты умеешь использовать все ресурсы того, что у тебя есть, а не пользоваться тем, чем можно не пользоваться... доп. прогами например... ) Вы сами посудите, количество слов любого языка ограничено, слов много, но существует предел... и когда-нибудь всё зарифмуется вообще.. и что тогда делать будем? так что, тут дело ощущений, что и с чем рифмовать... и вообще, кто как ) ПоэтоГениеАвторитеты часто винят Пушкина в использовании глагольных рифм, мол графоманил Пушкин типа... но, дело-то в том, что Пушкин ВООБЩЕ ВСЕ РИФМЫ использовал, вам мало что оставил!
Так что, ПоэтоГениеАвторитеты - ПГА ©, отдыхайте, или ВСЕГО Пушкина прочтите, Пушкин, как рулил, так и будет рулить долго ещё!
Вас уже не будет, ни шедевров ваших ПГА (ПоГраничноАлкогольных) ©, а МЫ - Pushkin&Neyulin ©... ну лана...

Стихо - Сложение - Вычитание - Умножение- Деление

СтихоВычитание:
Первая строфа -
Первая строка - "в том замке" даёт неопределённость, невозможно понять в каком именно замке был герой... но герой утверждает что он там был...
Вторая строка - "замочек открывал" - не определено о каком замочке идёт речь...
Третья строка - "своим ключом твоей огранки" определено лишь что ключ принадлежит герою, но непонятно о какой огранке идёт речь, ясно лишь огранка связана с местоимением "твоей"...
Четвёртая строка - герой испытывал чувство ревности к "огранке" из чего можно заключить, что между героем и обладательницей "огранки" (тут логично положить что герой мужчина с желаниями и чувствами, и ежели он способен ревновать к ... "огранке", то обладателем её является женщина)... метафоры я объяснять не буду...
...
Вторая строфа -
Первая строка - "единство свив тела дрожали" ничего не понятно само по себе... какое единство? как это свив? что за тела? почему дрожали? но учитывая ранее прочитанное в первой строфе, должно наводить на интимный характер взаимоотношений героев ...
Вторая строка - "и наслаждалась мною ты" убеждает нас в наших предположениях...
...
СтихоУмножение:
Остальная часть второй строфы.
Третья строка - "часы не шли они бежали"
героем чувствуется то, чего ещё нет, но обязательно постоянно и оно неотвратимо наступит но будет настолько незаметным, ибо герой занят более важными делами...
Четвёртая строка - "как свет бежал из темноты" это сравнение, которым одновременно показано усиление предыдущей строки, т.к. то, чем занята душа героя намного важнее всего самого важного... важнее любой из имеющихся крайностей мироздания...
...
СтихоДеление:
Заключительная строфа - построена на двух предыдущих строфах и строфа эта есть Стихо Деление (думаю пояснять здесь излишне...)
...
Стихосложение:
Ну а всё вместе это (и не только это) называется - СтихоСложением.
...
....... чмоки-чмоки .......
0,96
Размер приведённого стиха -ЧетырёхСтопный Ямб (примеры ямбов и прочей размерности я привёл ниже);

Энтропия 0,96 (если все слова в стихе разные, т.е. ни одна речевая единица не повторяется, а использована лишь раз, то Энтропия стиха равна 100% или 1; посчитать энтропию можно по формуле:
Энтропия = Неповторяющиеся слова/Общее количество слов;
Так, в этом стихо ВСЕГО слов = 51, из них УНИКАЛЬНЫХ (т.е. только один раз встречающихся нам в тексте ) = 49.
Теперь делим 49 на 51 (49/51=0,961), получам 0,96.
Это и есть
Энтропия нашего стиха.

Начинается стих Женской рифмой (ударение на
предпоследнем слоге)
Заканчивается стих рифмой Мужской (ударение на
последнем слоге).
*Если ударение последнего слога падает на
предпредпоследний слог, то такая рифма называется - Дактилическая.

Обозначения на схемах следующие:
каждая стопа отделена косой чертой " / ", минус " - " означает безударный слог, вертикальная черта " | " слог ударный, и, справа, у каждой строки цифра означает количество слогов в данной строке.
Ударная стопа - это полная стопа, Безударная стопа не считается полной и поэтому не учитывается (это я об окончаниях строк).
Один Гласный = один Слог. Ударение = Стопа.
разбор на рисунке:
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

****************************************

  | -   |  - |  -   | -                   
Стихо/творны/е раз/меры.../                        
я ХОРЕЙ вам покажу;                                        / | - /  Стопа Хорея
здесь ему на слоге первом 
ударение вложу 
... 
 - |      -  |     - |     -   |  -
теперь,/ тут ЯМБ/ готов/ предста/вить; 
ударный слог - второй, теперь...                           / -  | /  Стопа Ямба
коль верить позволяет память - 
поверь друг, правилам, поверь... 
... 
 | -   -  | -    -  | -
может Не/ Юлин пре/датель... 
только, поверьте мне снова;                               / | - - / Стопа Дактиля   
вслед за ударным - два слога 
но, безударные - ДАКТИЛЬ... 
... 
 -  |   -   -  |  -  - | -
на центры/ глаза пе/рекинем,/ 
наш взгляд не останется пуст;                             / - | - / Стопа Амфибрахия
три слога - удар в середине...  
летит АМФИБРАХИЙ от уст 
... 
   -      -  |    - -  |   -     - |     --   |
вдруг, к листу/ прикоснув/шись, почув/ствует перст,/     
за двумя безударными - гласный...                         / - - | / Стопа Анапеста
нас приветствует песней своей АНАПЕСТ... 
ударение ставит прекрасно 
... 
 - -   -   |  -- - |   -       -  - |
ну а всю про/чую удар/ность в пустяках/
пусть объясняют нам ПЕОНЫ на стихах...                    
 - -   -    |    - -   -  |    - -  - | - -  
читай мой друг/ читай легко/ стихотворе/ние                / - - - | /  Стопа Пеона Четвёртого
- -   -  |   -     -  -  |   -  - - |  --
ПЕОН ЧЕТВЁР/ТЫЙ - на четвёр/том ударе/ние
...
- - |  -   - - |-    - -  | -
ударенье/ понимают/ даже дети/
- -  | -    -   - | -     - -    | -
это тоже/ стих пеончик/ - ПЕОН ТРЕТИЙ/                    / - - | - /  Стопа Пеона Треьего
...
 - |   -  -  - |  --    -  |
теперь я по/кажу ПЕОН/ ВТОРОЙ
 - |-  -     -  | -  -      - | -    
такою вот,/ рифмованной/ строко/ю                         / - | - - /  Стопа Пеона Второго
...
|  - --   |  - -
у ПЕОНа/ ПЕРВОГО 
   |-  -  -   | - -
стопочка раз/мерная                                       / | - - - /  Стопа Пеона Первого
... 
есть ещё такая хрень... иль либо... читается как ВЕРЛИБР без рифмы само собой Стих Белый но Свободный словно ангел Вольный 
когда мозги снесло снега метелью белой в два крыла попробуй сделать Акро простота поэтов много с гениальной лабудой... 
поэтому побольше слов используй как пророчеств со словаря прям, - хоба... но прекрасных... чтоб дым парил над самою водой... 
ты главное - по правилам работай... но правил много... молодость короче... 
... 
PS/
******************************
Дыши как ночь... томительно-тревожная...
гармоники слог тих... неповторим...
все правила, поверь мне, чушь ничтожная...
но... лишь душой мелодии храним...
...
******************************

....... чмоки-чмоки.......

*****************************************************************************

...О чём пишем?...

**********
Ниже я приведу мысли некоторые мои головы моей обкуренной.
Ни на что не претендую просто решил сказать.
Астрал мы в рецках да ремарках рассматривали неоднократно а по сему:

1) Вопрос первый - "О чём пишем?"

а можно о чём угодно, но вот может быть выражено это разное сё лишь тремя ипостасями:
а) Подлежащее
б) Сказуемое
в) Глагол

Всё. другого нет. Поэтому чтобы мы ни делали, нам придётся рифмовать (в подавляющем большинстве) лишь эти три вещи.
и тут нам надо решить что мы хотим показать рифмой своей а именно что усиливать будем и чем. Что ставить в первую позицию что во вторую а что в третью.
Пример1 - "Я купил тебе цветы..."
тут видим в полноте своей если, то - Я и Тебе - это подлежащие, Купил и Цветы - сказуемые, где Купил это глагол, Цветы это существительное, Я и Тебе это местоимения.
(только не придирайтесь к определениям дополнениям и пр.. эт нинада) Книг по анализу стиха очень много.. ну хотя бы Гаспарова почитайте если интересно.. Мне не интересно и я не читаю...
Что мы можем сказать об этой строке? Что мы видим в ней особенного и сразу бросающегося в душу нашу?
А видим мы следующее, Я - это действующее лицо а всё остальное это не суть важно... и Я этот произвёл действие некое... для чего-то... ради кого-то... и действия этого Я выражены в слове Цветы.
Пример2 - " Тебе цветы купил я..."
здесь на первом месте мы видим Объект ради которого производились действия, а на последнем месте тот кто произвёл действа подобные...
Пример3 - "Цветы я тебе купил..."
тут в первой позиции поставлено то чем связаны отношения Я и Тебе...
воть .
Всего примеров данного распределения строки из четырёх слов
можно привести 24 штуки, это есть факториал количества слов в строке... 4!=24 что достаточно много... и при этом мы будем иметь 24 различных смысловых усилений данной строки.
Но общий смысл строки не изменится. Поэтому нужно учесть на что именно мы хотим обратить внимание такой строкой. Это важно.
Дальше, рифма - соответственно для каждого положения слов строки и рифма последующей строки должна быть соответствующая.
Именно первая строка толкает нас на продолжение сюжета и как мы построим первую строку таким и сюжет будет...
для первого примера:

"Я купил тебе цветы..." 
Невозможной красоты 
или 
"И была довольна ты" 
или 
"Ибо чувствами остыл" 
... и т.д. 
********* 
Видно, что каждый пример есть вещи различные... с особым продолжением но связаны между собой ниточкой причинной... логической...
А логическое это есть - Глагол передаёт - Действие, Подлежащее - Объект, Сказуемое выражает - Свойство....
(конечно, понятия намного шире, но пусть будет так иначе надо много книжек читать запутанных...)
********
Вот, теперь, если мы имеем намерение показать в стихе своём Действие, Динамику, то нам ничего другого не остаётся как рифмовать Глаголы... Иначе мы не увидим Динамики..
...
Ежели мы желаем передать Красоту чего-либо то мы должны рифмовать Прилагательные....
...
Ежели мы говорим о ком-то либо чём-то, то рифмуются Существительные.
...
И это есть нормальная человеческая логика, иначе смысл стиха будет не тот... Пробуйте, чередуйте, меняйте, вы увидите сами где будет лучше... вы это увидите ...
...
Но именно не то будет, если мы станем применять слишком много необоснованных прилагательных чтобы красоту показать и пр...
...
Поэтому я считаю, что крайне неуместно менять то, чего менять нельзя... это я о глагольных рифмах и им подобным...
...
*Конечно не нужно опускаться до примитивов, хотя можно сделать красивое стихо именно на примитивах...
Но тут дело в том, что на примитивах напишешь пару стихов и всё...

Так что и не в примитивах суть, а в построении строки, в идее стиха, если идею видите, то стих сам пойдёт... вот это и есть Астрал...
...
********************

2) Сколько слов использовать в стихе?

я отвечу - чем меньше тем лучше.
По возможности не повторяя ни слов ни идеи...
*Есть исключение, если я намеренно усиливаю дублируя некоторое слово либо даже строку..

3) Какие слова использовать в стихе?

вот тут самое интересное...
Сразу скажу что я например не стану читать стихо в котором наворочено типа Географических названий, Имён, обращений к великим типа произведениям с рассмотрением характеров Пегасов разных, Драконов и пр лабуды...

Мне так же не интересно как кто-то вдевает ниточку в иголочку, куда направлен взгляд его при этом, какая погода за окном по ходу ситуации... скока самолётов улетело с аэродрома каков расход топлива у них был и какой предел высоты до разрушения... какой памятник Пушкину великолепный особенно при лунном свете молочно-льющегося с мерцающих небес пути млечного нашего протяжённостью неповторимой... какого цвета тапочки скока лет их носили... и пр. букаф...

Конечно, если Вы живёте Пегасами такими, если это есть чувства ваши, они возбуждают вас, то пишите обязательно какие они красивые умные как они бесценны... ибо не можете думать ни о чём другом, тогда надо о них рассказать обязательно... ведь может и ещё кто живёт ими...
всяко быть может... Только на главной страничке вашей обязательно укажите что диплом имеете, если больше одного то обязательно перечислите их все, скока книг вы уже издали и пр инфу о себе, иначе стихи ваши никому не понравятся и в рецках вам никто не напишет типа С Теплом.. Понравилось...

Так же я не могу читать стихо где наворочено стока слов крутых, слов таких которые и не слышал-то я никогда...
Мне это не надо, я этого не хочу, и это я считаю не стихи, это и есть графомания, и именно вот этой графоманией страдают большинство поэтов с дипломами... И рифма глагольная либо прилагательные тут ни при чём.
А при чём тут то, что именно обучены поэты те - на штампах.. и нету ничего своего у них, а сочинять-то нуна.. иначе ниправильна получается.. что ж зря учился-то.. вот вопрос-то какой...

А язык ломать а тем более мозги мои апкуренные я не хочу портить, читая произведения гениальности подобной, хоть какой диплом имеет гениальность такая...
...
Мне не интересно сколько слов вы поэты дорогие знаете, мне не интересно сколько там у вас академических образований, мне интересен стих ваш, мысль ваша, стиль ваш, именно ваше... а остальное я могу в справочнике найти да в словаре, если мне это нужно будет...
Но вот жаль что обилие слов ваших не отражает сути понятий слов этих... вот что мне более всего обидно... ну лана...
...
А мнение моё такое - просто пишите прозу, а не стихи, какая вам разница где показывать то что вы умный, - вот тогда это мож и будет проза высокая, но мне проза не нравится и я прозу не читаю и не пишу....
...
* Заметьте, я говорю об излишествах, а не о том что слова мудрёные применять не надо...
****************************

Напоследок две сказки вам расскажу ща...
Сказка Первая -
Привёл мужик сына своего к мудрецу и говорит - Научи сына маво что сам умеешь... - Хорошо - ответил мудрец, Приводи до рассвета сына твоего вон на ту гору, научу.
..
Сидят мудрец и ученик на горе и на небо смотрят... День сидят Два сидят.. на третий день ученик спрашивает - Учитель, а когда ты меня учить начнёшь?
...
И привёл мудрец ученика обратно.. и говорит отцу его, не получится мол ничего из сына твоего... - Почему - спросил отец - Говорит много сын твой - ответил мудрец...
...

Сказка Вторая -
Конкурс на лучшее исполнение музыки, гитара..
Вышел на сцену рок звезда и игру делает что зал пищит... пальцы по всему грифу бегают глазами не поймать, музыка льётся как из рога изобилия... всё переиграл.. еле остановили... Вышел на сцену дед... гитара расстроена... и давай на одной струне вау, вау, вау.... Жюри объявляет - Победил дед...
Зал в недоумении, почему так.. эт ниправильна и пр..
- Рок звезда ещё ищет, а дед уже нашёл...
Ответило жюри.
*************************
поки-поки, чмоки не в щёки
******************************************************************************

~~~ ЧТО ТАКОЕ ВОЛЬНЫЙ СТИХ ~~~

*******************************************************

Давайте рассмотрим вот это стихо: (я взял его с Википедии, поскольку поэты читают именно её, и верят именно ей...
здесь допустимо почитать биографические данные, географическое расположение и п.т. информацию,
но никак не то, что можно отнести к "вещам в себе"...
Вы тоже можете лично разместить здесь информацию, которую считаете верной... ресурс открытый.
Так что... поменьше читайте википедиподобные утверждения...)
************************************
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле,
И лжет, душа покуда в теле.
Ложь — рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
Я сам лжеца такого
Знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал.
************************************ Иван Хемницер


(здесь мы видим интересный размер... таинственный, но о четырёх стопах)
Разберём по стопап:
- | Ямб, - | Ямб, - - - | Пеон четвёртый, - - - | Пеон четвёртый,
и в конце строки безударный слог - , который не считается полной стопой, поскольку безударный;
Здесь обозначения ( - ) безударный слог, ( | ) ударный слог.

По сути, стих этот правильнее было бы подать вот в такой форме:
(ну, народ, он тот ещё извращенец, так что выбирает, как поизвращённее, дабы соседа удивить...):

***************
Кто лгать привык, 
тот лжет в безделице и в деле,
И лжет, душа покуда в теле.
...
Ложь - рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
...
Я сам лжеца такого знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал.
...
***************

А теперь разберём этот стих:

*****
Стопа - это УДАРЕНИЕ! Сколько ударов - столько стоп!
Одно слово имеет лишь одно ударение.

Рассмотрим этот таинственный размер:
здесь мы видим четыре стопы,

здесь видим по стопам - Ямб, Пеон четвёртый, Ямб, Пеон четвёртый.
Ямб двухстопный плюс Пеон четвёртый двухстопный. В одной строке...
То есть, подобные строки можно организовать с подобными строками либо в Пеон,
либо в Анапест, либо в Ямб. Ритм будет сохранён, главное это количество стоп "своего" размера.
Неправильные стопы, но - Красиво, и мне это нравится.
...
И это отнюдь не Ямб шестистопный, если разбирать вот так, то это неверно,
ибо Ритма нет, и Пиррихии неправильные:


(Пиррихий - это когда на слове ставится более одного ударения,
и вот те слоги, которые имеют "фальшивое" ударение называются Пиррихием)
Рифмующиеся строки одного Размера обязаны иметь одинаковое количество Стоп.
Не может рифмоваться Ямб четырёхстопный с Ямбом пятистопным.
Там звучать нечему, Четырёхстопному удара не хватит до пятистопного.
...
Вот и все дела... а ты боялась...
........................................
Поэтому, данный стих - есть смесь Ямба и Пеона,
где количество стоп, естественно - различается, ведь различаются не стопы одного и того же размера!

Ямб - четырёхстопный, а Пеон четвёртый - двухстопный! Вот в Размерах количество стоп различно.
Так как стопа Ямба - это один безударный слог на один ударный,
а стопа Пеона четвёртого - три безударных слога на один ударный,
И, ежели сопоставить две стопы Пеона четвёртого с четырьмя стопами Ямба,
то количество гласных в них будет равным, ибо стопы эти - тождественны;
Пеон, это по сути и есть Ямб, только имеет широкую стопу, с "лишними" безударными слогами.

(так что, количество гласных в рифмующихся строках должно быть одинаковым,
и никуда вы от этого не денетесь... Пауза, это тоже есть безударная гласная).
В Основе Ритма данного стиха лежит размер - Ямб четырёхстопный,
а сам стих имеет стиль Рубая. Вот, почему, подобное перемешивание размеров и называется - Вольный стих,
а не потому, что можно вытворять что угодно... Это не Анархия, Ритм обязателен!

Ритм Вольного стиха "играет" не так, как играет стих классического размера;
в Вольном стихе, как, например, в рассмотренном выше,
явно выраженного, единого классического Ритма - нет;

и это - естественно, это ведь не классический стих!
Иначе, было бы абсурдным....
Но это не значит того, что Ритма быть не должно:
здесь каждый терцет, например, или двустишие, или четверостишие, и т.д. могут иметь "свой" Ритм,
и Ритмов таких - может быть много, но все они - должны быть "привязаны" к чему-то одному,
вот как здесь, в примере, это - Ямб четырёхстопный, вокруг него ритм и играет...
...
Но тут снова я скажу о Поэзии.. Вольный стих - это не есть Поэзия. Это просто стихи...
Вольный стих позволяет передать больше информации, только и всего... в том его и преимущество.

А Поэзия - это Единый Ритм, не иначе, Единая Гармония
(хотя, что такое Поэзия каждый для себя определяет сам,
кому-то образы важны, кому-то чувства, кому-то сплетенье слов...
Но единого определения Поэзии быть не может... это лишь моё мнение.
Так же мнение моё, что Сонет - это тоже не Поэзия...)
...
*
Меня поражают определения инетовские, вот, например, изумительно просто:
"При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым,
важно только соблюдение ритма и рифмы."
...
(я пацталом... да как вы Ритм-то соблюдёте ежели у вас количество стоп разное...
Вы представляете вообще, что такое Ритм?
Анализировать нужно правильно, раз слух отсутствует напрочь,
а не определять непонятно чем и непонятно что...)
...
и дальше: "При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается
больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики"
...
(я снова пацталом... как это возможно, и Ритм соблюдать и быть свободным от Ритмики...
и ещё мне интересны понятия в определениях, подобные словечку "почти"...)
...
Милые мои, Поэзия это не Наука, но - Математика...
...
ну и вот заключение определения:
"Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха."
...
А вот тут я соглашусь...
Именно поэтому... многие поэты очень любят писать...
...
*******************************************************

Copyright © 2006-2010 Вадим Не Юлин

Но Главную Поэзия Стихи Сонеты Проза Песни Переводы НеЮлиниада Верлибр Вольный стих Сценарии Критика
Вадим Не Юлин © Только Высокая Поэзия